Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
города Дзержинска Нижегородской области

"Школа № 29"

Полезные ссылки
Официальная группа МБОУ "Школа № 29" Вконтакте

Социально-психологическое тестирование

20 сентября 2022 г.

Уважаемые родители!
Социально-психологическое тестирование обучающихся проводится на всей территории 
Российской Федерации с 2014 года в различных типах образовательных организаций. Это 
общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и  
организации высшего профессионального образования.
Употребление несовершеннолетними наркотических и других психоактивных 
веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу для здоровья 
подрастающего поколения. 
Преступность несовершеннолетних – это совокупность совершаемых преступлений 
лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Она является составной частью общей преступности, но имеет 
свои специфические особенности. Для такого возраста весьма характерны излишняя 
категоричность суждений, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех 
обстоятельств и т.д. Подростки действуют, как правило, в соучастии, чаще всего они 
руководствуются корыстными или хулиганскими побуждениями, желанием повысить свой 
авторитет среди сверстников, либо чувством ложного товарищества.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 20 Уголовного кодекса Российской 
Федерации, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшие ко времени совершения 
преступления шестнадцатилетнего возраста. По отдельным категориям преступлений, 
относящихся к подследственности следователей органов внутренних дел, уголовная 
ответственность, согласно ч.2 ст. 20 УК РФ, наступает с четырнадцатилетнего возраста. Например, 
кража группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение 
либо иное хранилище, с причинением значительного ущерба.
Такая категория преступлений в отчетном периоде составила большую половину 
уголовных дел, расследуемых следователями органов предварительного следствия МВД 
Среди основных причин употребления наркотических и психоактивных веществ среди 
несовершеннолетних специалисты называют молодежную субкультуру, пропагандирующую 
наркопотребление как элемент моды, отсутствие занятости в свободное время, веру в миф, что от 
наркотиков легко отказаться и так далее.
В целом, анализ показателей свидетельствует о положительной тенденции к снижению в 
данном направлении. Но, несмотря на положительную тенденцию, наблюдаемую в последние 
годы, проблема, связанная с употреблением несовершеннолетними наркотических и других 
психоактивных веществ, остается актуальной.
Законом устанавливается компетенция образовательных организаций по обеспечению 
раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и 
психотропных веществ среди обучающихся путем проведения СПТ обучающихся. 
 
Информирование о целях и организации проведения СПТ

За короткий промежуток времени подростковое сообщество переживает по меньшей мере 
три тревожные тенденции.
Первая – синтетические наркотики. Молодежь перешла на синтетические вещества, 
которые можно легко «раздобыть», а эффект от их применения не так очевиден окружающим. 
Специалисты подчеркивают, что некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества 
едва ли не с начальной школы. Несмотря на все предпринимаемые правительством меры, с 
каждым годом синтетические наркотики становятся все более и более смертоносными, и 
одновременно скрытыми. Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить употребление 
наркотиков ребенком, пока употребление не перерастает в необратимую стадию – зависимость. 
Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, то есть к тяжелым медицинским и 
социальным потерям. При отсутствии профилактических мероприятий эти лица быстро 
пополняют группу больных наркоманией. 
Вторая тревожная тенденция – подростковый суицид. Огромный медийный эффект 
имела тема так называемых «групп смерти». Это паблики ВКонтакте, в которых подростки 
следовали за своими кураторами, что в процессе этой игры приводило их к самоповреждению, 
либо даже к совершению суицида. Этот факт показал, что современные подростки имеют интерес 
к теме суицида. Этот феномен диагностирует суицидальную наклонность у многих подростков. 
Дети не чувствуют себя устойчиво в этом мире. Они не находят себя среди социальных 
возможностей.
Третья – подростковая делинквентность (антиобщественное противоправное поведение). 
Новостей по теме подростковой преступности очень много, и это, к сожалению, не только кража 
шоколадки из магазина. Но есть проблема, имеющая не меньшие драматические и резонансные 
эффекты. Это, например, школьная травля (буллинг). Как правило асоциально настроенная 
молодежь просто преследует, прессует, избивает тех, кто по уличным законам жить не умеет.
Задача социально-психологического тестирования– выявить у детей исключительно 
личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных 
обстоятельствах могут стать, или уже стали, значимыми факторами риска возможного вовлечения 
в зависимое поведение подростка, связанного с дефицитом ресурсов психологической 
устойчивости личности.
Социально-психологическое тестирование проводится в образовательных организациях 
области в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:
•Федеральный закон от 07.06.2013г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные 
законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного 
потребления наркотических средств и психотропных веществ».
•Приказ Министерства просвещения РФ от 20. 02. 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка 
проведения социально психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных 
организациях и профессиональных образовательных организациях».
•Распоряжение Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.
Следует отметить, что с прошлого 2019/2020 ученого года процедура проведения 
социально-психологического тестирования в части использования инструмента кардинально 
поменялась. Данный факт, прежде всего, связан с внедрением Единой методики для выявления 
латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих 
психологическую готовность к зависимому поведению. 
При тестировании осуществляется оценка вероятности вовлечения в зависимое 
поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, с целью организации 
адресной и системной работы с обучающимися, направленной на профилактику вовлечения в 
потребление наркотических и психоактивных веществ.
Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. 
Методика не может быть использована ни при каких обстоятельствах для формулировки 
заключения о наркотической или иной зависимости, не является основанием для постановки 
любого диагноза (наркомания или алкоголизм), постановки на различные виды учета.
В обобщенном виде они будут использованы при планировании (корректировки) 
профилактической работы в образовательной организации, где учится ребенок. 
Основные принципы проведения социально-психологического тестирования:
•принцип добровольности: в СПТ принимают участие обучающиеся в возрасте от 13 лет 
при наличии письменных информированных согласий одного из родителей (законных 
представителей), обучающиеся в возрасте от 15 лет и старше такое согласие дают самостоятельно. 
Достаточно согласия одного из родителей ученика;
•принцип ненаказуемости: результаты СПТ не являются основанием для применения мер 
дисциплинарного наказания;
•принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к 
психологу;
•принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования 
сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным 
представителям), при условии его несовершеннолетия.
Важно!
В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами СПТ проводится 
конфиденциально и не предполагает представления персональной информации о его 
результатах в какие-либо органы и ведомства.
В целях выполнения данного принципа соблюдается ряд условий:
1.Кодирование персональных данных в образовательной организации при организации и 
проведении СПТ.
2. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается 
индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных.
3. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном 
экземпляре и хранится в учебном заведении у ответственного за тестирование в соответствии с 
законом «О персональных данных».
4. Контроль со стороны администрации образовательной организации за работой с 
конфиденциальной информацией.
Тестирование проводится c помощью автоматизированной системы дистанционного 
анкетирования в режиме online через портал анонимного психологического тестирования, то 
есть обучающиеся не авторизуются на портале. 
Обработка результатов СПТ проходит без персональных данных. 
В целях обеспечения анонимности во время проведения тестирования не допускается 
свободное общение и перемещение обучающихся или членов Комиссии по кабинету. 
Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время 
отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии, который, как гарант 
соблюдения законности и прав обучающихся, будет находится в каждом кабинете, где проводится 
СПТ.
В аудитории, где проводится тестирование, допускается присутствие в качестве 
наблюдателей родителей обучающихся.
Конфиденциальность при хранении результатов СПТ обеспечивает администрация 
образовательной организации.

Наверх